Водитель может ехать, не дожидаясь пешехода на другой стороне? Верховный Суд расставил все точки над i
- 19:40 11 ноября
- Татьяна Светлая

Верховный Суд пояснил раз и навсегда, как правильно поступать
Остановка перед пешеходным переходом для многих водителей не так проста, как кажется. Частые споры с инспекторами ГИБДД возникают из-за размытых трактовок понятия "уступить дорогу". Это приводит к многочисленным штрафам, которые впоследствии оспариваются в судах.
Проблема ярко проявилась в одном случае из Кемерово. Водитель при правом повороте остановилась у пешеходного перехода, пропустила часть пешеходов и продолжила движение. Инспектор посчитал это нарушением, утверждая, что водитель не уступил дорогу другому пешеходу, который только что ступил на проезжую часть, но находился на значительном расстоянии от автомобиля, в другой полосе. Штраф составил 2500 рублей.
Решение районного суда, поддержавшего инспектора, было отменено областным судом после изучения видеозаписи с регистратора. Запись показала, что траектории автомобиля и пешехода не пересекались, и пешеход не менял скорость или направление движения. Хотя Верховный суд не стал рассматривать дело из-за процессуальных сроков, этот случай продемонстрировал необходимость четкой интерпретации правил дорожного движения.
Согласно действующей редакции ПДД, "уступить дорогу" означает не создавать помех, то есть не вынуждать пешехода изменять скорость или направление движения. Нарушение происходит, если ваш манёвр заставляет пешехода отступить, остановиться или резко ускориться. Если пешеход продолжает движение без изменения темпа, а вы проезжаете на безопасном расстоянии, формального нарушения нет. Присутствие человека на переходе не требует полной остановки транспорта до завершения им пересечения проезжей части.
Причины необоснованных штрафов часто кроются в устаревших привычках инспекторов, недостаточной осведомленности о новых разъяснениях Верховного суда и системе "плановых" показателей. В таких ситуациях видеорегистратор становится главным доказательством невиновности водителя, предоставляя объективные данные.
Для водителей, приближающихся к пешеходному переходу, рекомендуется следующий алгоритм действий:
- Всегда снижать скорость, чтобы иметь время оценить обстановку.
- Быстро оценить расстояние до пешехода, его скорость и траекторию движения. При малейшем риске пересечения траекторий необходимо уступить.
- Не создавать помех. Если пешеход находится далеко и продолжает движение без изменения темпа, можно проехать, сохраняя минимальную скорость и готовность немедленно остановиться.
- В сомнительных случаях лучше перестраховаться и остановиться. Несколько секунд ожидания могут сэкономить время и нервы, избежав судебных разбирательств.
Современные ПДД требуют от водителя не только следовать правилам, но и анализировать ситуацию на дороге. Знание точных формулировок закона и наличие видеозаписей помогают защитить свои права и обеспечить безопасность всех участников движения.
Ранее мы писали, что тысячи рублей исчезают из кошельков законопослушных водителей из-за правовой лазейки. В час пик, при плотном движении автомобилей, водители часто сталкиваются с ситуацией, когда, остановившись перед нерегулируемым переходом для пропуска пешеходов, они оказываются на зебре из-за возобновления движения и новой остановки потока. Этот момент используется инспекторами ГИБДД для выписки штрафов в размере тысячи рублей, особенно активно в осенний период, когда акцент рейдов смещается на контроль за пешеходными переходами.
Как сообщалось ранее, тысячи законопослушных водителей регулярно сталкиваются с проблемой несправедливых штрафов, когда в условиях плотного движения оказываются на зебре из-за образовавшегося затора. Эта ситуация, активно используемая инспекторами ГИБДД, часто квалифицируется по статье 12.18 КоАП РФ как непредоставление преимущества пешеходам, несмотря на отсутствие прямого нарушения в ПДД за такую остановку. В ответ на системные коллизии, Верховный Суд РФ дал разъяснения по нюансам движения на пешеходных переходах, уточнив, что водитель обязан уступать дорогу пешеходам, не вынуждая их менять скорость или траекторию. Дополнительные уточнения по правилам остановки перед стоп-линией для повышения безопасности дорожного движения были даны к 1 августа 2025 года.
- «Оплату производим, а услуг не получаем»: Ozon, Wildberries и Сбер недоступны в Ивановской области
- Мост в Авдотьино закроют на 3 часа: власти назвали три объездных маршрута
- Суд арестовал счета регоператора: Ивановская область осталась без денег на бензин и вывоз мусора
- Роковые числа: какие цифры в дате рождения обрекают женщину на вечное одиночество
- В Иванове осудили десятерых за подпольные казино с видеонаблюдением для «своих»