Автоэксперты раскрыли правду: сколько на самом деле нужно прогревать машину зимой и летом
- 08:57 16 августа
- Татьяна Светлая

Прогрев двигателя, необходимость или устаревший миф?
Водители часто спорят о том, нужно ли прогревать двигатель перед поездкой. Одни считают это обязательным для долговечности мотора, другие - пережитком прошлого. Истина находится где-то посередине и зависит от типа двигателя, используемого масла, температуры воздуха и продолжительности стоянки автомобиля.
Современные двигатели оснащены электронными системами управления (ECU), которые быстро регулируют подачу топлива при холодном пуске. Синтетические масла сохраняют текучесть даже при низких температурах. Производители автомобилей, такие как Volkswagen, Toyota и BMW, рекомендуют трогаться сразу, избегая при этом высоких оборотов. Honda и Subaru уточняют, что при температуре ниже -15°C достаточно дать мотору поработать 30-60 секунд.
Несмотря на это, многие механики советуют более длительный прогрев. При температуре -20°C даже качественное синтетическое масло вязкое. Пока масляный насос не прокачает его по системе, критически важные узлы, такие как турбина, распредвал и шатунные вкладыши, работают практически без смазки. В первые 10-30 секунд масло только начинает поступать к трущимся деталям. Резкий старт или нагрузка в этот момент могут ускорить износ в 2-3 раза.
Для зимы при температуре от -10°C и выше рекомендуется 30-60 секунд холостого хода, после чего можно начинать движение плавно, не превышая 2500 об/мин. При более низких температурах, от -20°C и ниже, потребуется 1-2 минуты прогрева на холостом ходу и первые 5 км пути без резких ускорений. Дизельные двигатели требуют обязательного прогрева в течение 2-3 минут из-за большей вязкости топлива.
Сергей Королёв, специалист автосервиса "Двигатель" в Москве, отмечает, что 90% проблем с турбинами возникают из-за холодных пусков. Он утверждает, что летом достаточно 30 секунд прогрева, а зимой - минимум минута. Резкие нагрузки сразу после старта могут привести к износу подшипников скольжения турбины уже через 30-40 тысяч километров пробега, вместо типичных 150 тысяч.
Летом, несмотря на более высокую температуру и текучесть масла, также есть нюансы. Если автомобиль простоял неделю или дольше, масляная пленка может испариться, оставляя детали частично сухими. Резиновые уплотнители могут терять эластичность, а в выхлопной системе образуется конденсат, который при резком старте ускоряет коррозию. После ночной стоянки летом достаточно 20-30 секунд ожидания. Если машина стояла неделю и более, рекомендуется прогреть двигатель 1-2 минуты перед началом движения.
Турбированные двигатели требуют особого внимания. Турбина - один из самых уязвимых узлов при холодном пуске. Ее вал вращается со скоростью 150 000-200 000 об/мин, и без достаточной смазки подшипники быстро выходят из строя. Поэтому даже летом перед поездкой необходимо дать двигателю поработать 30-40 секунд, чтобы масло достигло вала турбины. После активной езды, если мотор работал на высоких оборотах, следует дать ему поработать на холостых 1-2 минуты перед выключением. Это предотвратит коксование масла в горячей турбине.
Пример из практики: у клиента была убита турбина на Skoda Octavia 1.8 TSI после 60 тыс. км. Оказалось, он всегда глушил мотор сразу после трассы. Новую турбину поставили, но посоветовали соблюдать турбо-таймер - 1-2 минуты остывания.
Определить готовность двигателя к нагрузке можно по нескольким признакам. Зимой, если печка начала подавать теплый воздух, это означает, что антифриз прогрелся до +50°C. Летом через 30-60 секунд можно начинать движение, но первые 3-5 км следует проехать без резких разгонов. Если на приборной панели нет датчика температуры двигателя, рекомендуется первые 5-10 минут движения держать обороты ниже 2500-3000 об/мин. Интересно, что температура охлаждающей жидкости прогревается медленнее, чем масло, особенно зимой.
Существуют и опасные мифы о прогреве двигателя. Долгий прогрев на холостых оборотах не улучшает состояние двигателя, а, наоборот, может привести к нагару на поршнях и клапанах, заливанию свечей несгоревшим бензином, а в дизельных двигателях - к накоплению сажи в сажевом фильтре (DPF). Оптимальное время прогрева даже в мороз -30°C не должно превышать 3-5 минут. Также миф, что летом можно сразу давать газу, является опасным. Резкий старт на непрогретом моторе способствует появлению задиров в цилиндрах и ускоренному износу вкладышей коленвала.
В заключение, современные двигатели не требуют длительного прогрева, но и не стоит сразу начинать движение с максимальной нагрузкой. 30-60 секунд работы двигателя перед началом поездки достаточно для того, чтобы масло достигло всех важных узлов. Этот небольшой промежуток времени поможет продлить ресурс двигателя, снизить расход топлива и избежать дорогостоящего ремонта.
Ранее мы писали, что продолжительная работа двигателя на холостом ходу может привести к изменению свойств моторного масла. Автомобильный эксперт Алексей Иванов 11 августа 2025 года прокомментировал, что длительная работа двигателя на холостых оборотах снижает эффективность каталитического нейтрализатора. В бензиновых двигателях с непосредственным впрыском более вероятно загрязнение форсунок.
Что еще стоит узнать:- Синоптики предупреждают: сентябрь будет аномальным — узнайте, что нас ждет этой осенью
- Что американки считают достоинством, а русские женщины стыдятся - культурный шок гарантирован
- Приехала в Беларусь и была шокирована: вот как на самом деле там живут и что думают о россиянах
- Горничная в Турции раскрыла правду о туристах: англичане оказались неряхами, немцы – щедрыми, а русские вас удивят
- 2 секретные подкормки для свеклы в августе — вырастет размером с дыню и слаще мёда, а эти популярные удобрения только навредят