92-й вместо 95-го: в каких двигателях это приведёт к капремонту за сотни тысяч рублей
- 13:50 21 октября
- Татьяна Светлая

Как степень сжатия двигателя и качество АЗС влияют на оптимальный выбор горючего
Многие водители десятилетиями обсуждают, какой бензин лучше выбрать. Одни считают, что 92-й экономичнее, другие опасаются за двигатель. На самом деле, выбор топлива зависит от технических особенностей конкретного автомобиля, и ситуация сложнее, чем кажется.
Основное заблуждение связано с мнимыми различиями между 92-м и 95-м бензином. Оба вида топлива производятся из одной и той же базовой основы с низким октановым числом. Разница достигается за счет присадок, таких как сложные эфиры и спирты, которые повышают устойчивость топлива к преждевременному воспламенению. Фактически, состав отличается всего на 2-3%. Миф о "чистоте" 95-го бензина не имеет научного обоснования. Качество топлива больше зависит от добросовестности нефтеперерабатывающего завода и условий хранения на АЗС, чем от его октанового числа.
Ключевым параметром для выбора топлива является степень сжатия двигателя. Октановое число показывает, насколько топливо устойчиво к самопроизвольному воспламенению при сжатии. Чем выше степень сжатия в цилиндрах, тем более стойкий к детонации бензин необходим.
По мнению экспертов, существует практическое правило:
- До 10.5: оптимален 92-й бензин.
- 10.5-12: рекомендуется 95-й.
- Выше 12: требуется 98-й и выше.
Например, классические двигатели ВАЗ, разработанные со степенью сжатия 8-9.5, рассчитаны на 92-й бензин. Современные атмосферные моторы часто имеют степень сжатия выше 10.5, что делает 95-й бензин предпочтительным.
Современные автомобили оснащены продвинутыми электронными блоками управления (ЭБУ), которые могут адаптироваться к топливу с неподходящим октановым числом. Датчик детонации фиксирует опасные вибрации, и система корректирует угол зажигания, а также состав топливно-воздушной смеси. Однако такая адаптация имеет обратную сторону: она приводит к потере 5-7% мощности и увеличению расхода топлива. Таким образом, экономия на цене литра может обернуться перерасходом из-за снижения эффективности двигателя.
Для турбированных двигателей правила значительно строже. Высокая степень сжатия в сочетании с принудительной подачей воздуха создает экстремальные условия работы. Риск детонации возрастает многократно, и даже совершенная электроника может не успеть предотвратить серьезные повреждения. Использование 92-го бензина в турбированном моторе крайне рискованно и может привести к капитальному ремонту.
Производитель не зря указывает рекомендуемую марку бензина в инструкции по эксплуатации. Это результат тщательных испытаний и инженерных расчетов. Владельцам автомобилей с атмосферными двигателями допустимо использовать 92-й бензин, но стоит учитывать возможное увеличение расхода. Перед принятием решения важно просчитать реальную экономию, учитывая разницу в цене и потенциальный рост потребления топлива. Гораздо важнее октанового числа репутация заправочной станции. Нередки случаи, когда под видом 95-го продают низкокачественное топливо. Регулярная заправка на проверенных АЗС приносит больше пользы двигателю, чем постоянные поиски идеального октанового числа.
Ранее мы писали о том, что многие водители задаются вопросом, можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин. Октановое число показывает устойчивость топлива к детонации - преждевременному сгоранию. Современные автомобили корректируют угол зажигания для предотвращения детонации, но производители указывают минимально допустимое октановое число, обеспечивающее штатную работу двигателя. При смешивании бензина их октановое число усредняется.
Ранее мы писали о том, как смешивать бензин с разным октановым числом. Мы выясняли, что октановое число (ОЧ) показывает устойчивость топлива к детонации – преждевременному, взрывному сгоранию топливной смеси. Современные автомобили оснащены системами, которые корректируют угол зажигания для предотвращения детонации, хотя производители указывают минимально допустимое ОЧ для корректной работы двигателя. При смешивании 92-го и 95-го бензина их октановое число усредняется, а топливо не расслаивается, если в нем нет этанола.
Что еще стоит узнать:- Иваново: главные новости за 17 октября - погиб 23-летний водитель Лады и ярославская модель завоевала корону красавицы
- Видео: 970 человек за минуты покинули ТРК "Ясень" в Иванове из-за пожарной тревоги
- Экологи обнаружили превышение нормы металлов и нитратов в популярных родниках Иванова
- 27 пожарных за 16 минут потушили загоревшийся ночью автомобиль в Иванове
- Убитый лось обошелся браконьерам в 400 тысяч: возбуждено уголовное дело