Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Квитанции будут приходить к 5-му числу, а платить — до 15-го: что изменится с 1 марта

Квитанции будут приходить к 5-му числу, а платить — до 15-го: что изменится с 1 мартаДмитрий РЫЖАКОВ с сайта ivgazeta.ru

Новые правила, касающиеся получения и оплаты квитанций за коммунальные услуги, начнут действовать с 1 марта в связи со вступлением в силу изменений в Жилищный кодекс. Теперь жители будут получать платёжные документы не позднее 5-го числа каждого месяца, а предельный срок оплаты за предыдущий месяц будет перенесён на 15-е число. Эти новые даты станут постоянными и не смогут быть изменены условиями договоров управления или решениями собраний собственников жилья. Разработчики новшеств полагают, что это нововведение будет удобно для всех участников процесса: поставщики услуг смогут своевременно формировать и рассылать квитанции, а граждане, чей доход обычно поступает в середине месяца, смогут избежать финансовых затруднений или возникновения задолженностей. До введения этих изменений квитанции должны были доставляться до 1-го числа, а оплата производилась до 10-го числа. Как пишет Ивановская газета (г. Иваново).

"Мне квитанции "Энергосбыта" приходят постоянно 8-9-го числа, - рассказывает ивановская пенсионерка Антонина Яблокова, - и я не всегда успеваю вовремя оплатить: то самочувствие не позволяет выйти из дома, то касса закрыта. А недавно почта нам вообще перестала приносить квитанции, сказали: нет почтальона. В "Энергосбыте" посоветовали пользоваться личным кабинетом онлайн или платить по старой квитанции. А на горячей линии "Почты России" жалобу на 35-е отделение приняли, но сказали, что ответов заявителю не дают".

Управляющие организации и поставщики ресурсов по закону несут ответственность за надлежащее качество предоставляемых ими услуг. Роспотребнадзор ранее несколько раз налагал штрафы на энергетические компании за несвоевременную выдачу или отсутствие квитанций, хотя в Ивановской области таких случаев не фиксировалось.

С первого квартала 2026 года управляющие организации будут обязаны регулярно представлять отчёты о своей деятельности по единой форме, загружая их в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Эти отчёты будут включать, помимо стандартных сведений о доходах и расходах, информацию о задолженностях как самих жильцов, так и управляющих компаний, перечень выполненных работ по обслуживанию и ремонту зданий, данные о поступивших жалобах от жителей, произведённых перерасчётах за услуги ненадлежащего качества, а также все случаи привлечения управляющей организации к административной ответственности.

Министерство строительства работает над созданием унифицированного платёжного документа, который должен заменить многочисленные отдельные квитанции за различные виды услуг.

Законодатели также рассматривают возможность введения с 1 марта отдельной строки в квитанциях, предназначенной для оплаты текущего ремонта. Инициаторы этого предложения считают, что это позволит сделать расходование средств более прозрачным. Сейчас деньги на текущий ремонт включаются в общую строку "содержание общего имущества", куда также входят расходы на уборку и обслуживание инженерных систем. В такой ситуации управляющая компания самостоятельно решает, как распределить средства, и жильцы не имеют чёткого представления о том, сколько именно потрачено на ремонт, а сколько - на другие нужды.

- Наш дом находится не на прямых договорах с ресурсниками, то есть собственники оплачивают все услуги в ТСЖ, а товарищество уже перечисляет полную сумму компаниям. Для населения сроки оплаты сдвигаются с 10-го на 15-е число, но непонятно, будут ли они изменены для управляющих организаций. Сейчас мы обязаны расплатиться с РСО по их счетам до 10-го числа, и если эту дату так и оставят, то нам просто нечем будет платить, так как коммерческую деятельность УК и ТСЖ не ведут. Что касается загрузки данных и квитанций в ГИС ЖКХ, то работа эта очень кропотливая и непредсказуемая: система постоянно подвисает, а также не застрахована от сбоев. Одному из наших жителей недавно пришел счет по воде за весь дом. Хорошо, что разобрались вовремя, - говорит председатель ивановского ТСЖ "Флагман" Светлана МЕЖИРИЦКАЯ.

В случае принятия данного нового предложения, собственники жилья получат возможность самостоятельно решать, сколько и за что платить: например, покраска стен в подъезде и ремонт кровли или замена труб - это разные виды работ. Если дому пока не нужен текущий ремонт, то и плата за него будет нулевой. Общее собрание собственников будет принимать решение о сохранении текущего тарифа или его увеличении для конкретных видов работ. Управляющая компания разработает план текущего ремонта, который жители должны будут утвердить, а затем принять выполненные работы.

Ещё одно обсуждаемое, но пока не утверждённое предложение - это запрет коммунальным службам начислять проценты (пени), так как они не являются банковскими учреждениями. Законодатели считают, что должников следует стимулировать другими методами, например, временно ограничивая подачу ресурсов.

Министерство строительства с 1 марта предлагает ввести общефедеральный способ доставки платёжных документов за жилищно-коммунальные услуги - через портал "Госуслуги" и систему ГИС ЖКХ. Помимо этого, авторы реформы продолжают работать над созданием единого платёжного документа, который объединит все отдельные квитанции за различные виды услуг.

Сторонники идеи цифровой доставки квитанций отмечают ряд преимуществ: это снизит риск мошенничества для граждан (например, получение поддельных квитанций с некорректными реквизитами), повысит безопасность (переполненные почтовые ящики могут свидетельствовать о длительном отсутствии жильцов), обеспечит удобство (по данным Минстроя, 10-20% россиян владеют недвижимостью в разных регионах), а также сократит издержки для поставщиков услуг, которым не придётся печатать и разносить бумажные квитанции.

Согласно официальным данным, из 146 миллионов граждан России 100 миллионов зарегистрированы на портале "Госуслуги", однако только 10 миллионов имеют учётную запись в системе ГИС ЖКХ.

На данный момент цифровая рассылка квитанций ориентирована на тех, кто одновременно зарегистрирован и в ГИС ЖКХ, и на "Госуслугах", и не отказался от получения электронных документов. В будущем изменить свой выбор и вернуться к бумажным квитанциям будет невозможно. В Министерстве строительства подчёркивают, что бумажные платёжки пока остаются доступными для всех желающих, но это временное решение.

"К сожалению, система ГИС ЖКХ несовершенна и всё еще дает сбои, - рассуждает председатель ивановской организации "ЖКХ Контроль" Ольга Смирнова. - Например, при загрузке в нее квитанций в пиковое время (1-го числа) файл обрабатывается более суток, а потом выдается ошибка. Таким образом, управляющие компании должны по несколько раз в день заходить в систему и курировать операцию по загрузке платежных документов".

По словам эксперта, иногда суммы в бумажных и электронных квитанциях могут не совпадать. Например, у поставщиков газа в бумажной квитанции может быть строка за обслуживание внутридомового газового оборудования, отсутствующая в электронной, так как такое требование не закреплено законодательством. Это может привести к недоплатам, которые трудно заметить в цифровом документе.

Юрист и общественный помощник Уполномоченного по правам человека Ивановской области Илья Филенков проанализировал как преимущества, так и недостатки перехода на электронные квитанции. Он считает, что на сегодняшний день основная проблема заключается в низком уровне доступа к интернету во многих российских регионах. Пока эта проблема не будет решена, полноценный переход на цифровые квитанции без возможности выбора бумажного варианта представляется невозможным.

Эксперт отмечает, что поставщики жилищно-коммунальных услуг несут административную ответственность за полную и своевременную подачу информации об оплате. За ошибочные начисления в платёжных документах предусмотрены штрафы (потребитель может получить до 50% от разницы в суммах и даже потребовать компенсацию морального вреда). Если сейчас бумажные квитанции можно относительно безнаказанно разложить по почтовым ящикам даже 11-го числа, то с электронными документами такой подход не пройдёт, так как дата их размещения чётко фиксируется. Однако, по мнению юриста, теперь в случае ошибок можно избежать штрафов, просто изменив уже сделанные начисления.

Также остаются нерешёнными вопросы по согласованию данных с показаниями счётчиков, которые сегодня можно передавать различными способами.

"Сегодня квитанции являются документом "на предъявителя", - отмечает Илья Филенков, - то есть ее может оплатить любое лицо, например дети за своих престарелых родителей, соседи... Законодатели не прописали, можно ли будет так же оплачивать электронные квитанции, каким образом получить доступ к "чужим" платежкам".

"Незакрытый пласт вопросов касается тех, кто при приобретении квартиры не переоформил на себя все платежки, - говорит юрист. - А таких, поверьте, немало. Электронная квитанция будет привязана к адресу или к тому, кто числится плательщиком? Как и кому будет начисляться плата за недвижимость умершего человека?"

При этом, по мнению Ильи Филенкова, для мошенников всё ещё сохраняется множество лазеек для обмана населения, например, через сообщения типа "у вас неоплаченная квитанция" с поддельной ссылкой на фальшивый сайт или вредоносную программу.

Напомним, что 7 октября 2025 года сообщалось о грядущих изменениях в сфере ЖКХ: с 1 марта 2026 года платежные документы будут приходить не к первому, а к пятому числу каждого месяца. Это нововведение было призвано повысить прозрачность расчетов и сократить количество ошибок, предоставляя управляющим компаниям дополнительные четыре дня на обработку данных, хотя и требует от граждан более внимательной передачи показаний счетчиков до 25-26 числа.

...

  • 0

Популярное

Последние новости