Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

«Ехать туда — это ехать за смертью»: что увидела Агафья Лыкова в цивилизации, что заставило её навсегда вернуться в тайгу

«Ехать туда — это ехать за смертью»: что увидела Агафья Лыкова в цивилизации, что заставило её навсегда вернуться в тайгуФото ИИ pg37.ru

ее побег от чуждого мира и несовместимость с цивилизацией

В глухих таёжных просторах, где нет ни шума машин, ни городских огней, на берегу реки Еринат стоит заимка. Это место стало домом для Агафьи Карповны Лыковой, последней представительницы семьи, которая на протяжении полувека скрывалась от советской власти и цивилизации, строго следуя старообрядческой вере.

Жизнь Агафьи резко изменилась в 1988 году, когда в возрасте 44 лет она осталась совершенно одна. Её отец, Карп Осипович Лыков, патриарх семьи, скончался 16 февраля 1988 года во сне. Она оказалась наедине с тяжёлым наследием: глубокой верой, полным одиночеством и данным отцу обещанием никогда не покидать тайгу, при этом не имея никакого опыта взаимодействия с внешним миром.

До этого дня её жизнь была подчинена строгому распорядку природы и молитвы. Утро начиналось с псалмов, день проходил в заботах по хозяйству, а вечером вся семья собиралась на богослужение. Теперь же привычная тишина превратилась в гнетущую пустоту. Некому было читать с ней Евангелие, некому было поддерживать в её вере. Агафья осталась один на один с Богом и вопросом о своём будущем.

История семьи Лыковых стала достоянием общественности благодаря журналисту Василию Пескову, чьи очерки в "Комсомольской правде" в 1980-х годах вызвали широкий резонанс. После смерти Карпа Осиповича всё внимание приковалось к Агафье - одинокой женщине, хранительнице исчезающего мира.

Вскоре о ней узнали родственники из Кузбасса. Агафья начала получать письма от сестёр своей покойной матери, Акулины Карповны. Они рассказывали о жизни старообрядческой общины в посёлке Килинск, о молитвенном доме и о том, что там "все свои". Родственники настойчиво звали Агафью к себе, обещая заботу, тепло и духовное единство. Для женщины, которая никогда не видела ни поезда, ни электричества, эти приглашения звучали как весть из иного измерения.

В 1990 году Агафья решила, что найдёт новый дом в старообрядческой обители часовенного согласия. Она переехала в монастырь и даже прошла чин "накрытия", приняв постриг в монахини. Это казалось логичным шагом, ведь именно она вела домашние службы после смерти матери и была самой грамотной в семье.

Однако жизнь оказалась чуждой. Дело было не в аскезе - Агафья и в тайге вставала в шесть утра для молитвы. Главная проблема заключалась в расхождениях её личной веры с учением обители. Агафья не могла принять идею "исчезновения священства" - центральный постулат часовенного согласия. Она была убеждена: "Если бы священство прекратилось, давно бы гром грянул и нас не было бы на этом свете. Оно будет до самого Второго пришествия". Через несколько месяцев она вернулась в тайгу, сославшись на болезнь и "идейные расхождения".

Неудача с монастырём не остановила Агафью от дальнейших попыток. Она решилась на поездку к родственникам в Килинск. Это стало настоящим прорывом: впервые в жизни она увидела поезд, побывала в больнице, посетила горячий источник и оказалась среди множества людей, говорящих на знакомом, но всё же чужом для неё языке.

Чем дольше она находилась среди людей, тем сильнее ощущала отчуждение. Воздух в посёлке казался ей "грязным", вода - хлорированной, а еда - безвкусной. Шум, суета и постоянное общение резко контрастировали с тишиной тайги, где каждый звук имел значение, а слова были редкими и обдуманными.

Главным потрясением стало осознание, что мир не был таким, каким его описывал отец. Цивилизация оказалась не адом, а сложной, порой доброй, но всё же чужой реальностью. Однако эта правда пришла слишком поздно. В 55 лет было уже невозможно перестроить душу, сформированную полувеком одиночества.

Родственники уговаривали её остаться, видя, как трудно одной женщине справляться с таёжным бытом: рубить дрова, выращивать картошку, лечиться без врачей. Они обещали, что она сможет жить по своим правилам, молиться, как привыкла, и соблюдать все традиции. Но Агафья отказалась.

"Ехать туда - это ехать за смертью, - говорила она. - Никому я там не нужна. И мне всё чужое".
Для неё заимка была не просто домом, а "раем на земле": гора у окна, шум реки, запахи сосны и земли, закаты, от которых "сердце замирает". А ещё - могилы родных. Уехать означало предать их память. Отец перед смертью сказал: "Уедешь отсюда - погибнешь". Она поверила.

В 1997 году на заимку прилетел губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Для него визит к "живой легенде" был жестом, подчёркивающим заботу о культурном наследии. Для Агафьи это стало началом новой эпохи.

Тулеев стал её покровителем. По его распоряжению к заимке стали регулярно прилетать вертолёты с продуктами, дровами, бензопилой. Периодически приезжали помощники по хозяйству. Агафья быстро поняла, что письма к губернатору - это не просто жалобы, а инструмент выживания. Она писала трогательно и просто: "Сломалась пила", "Нужны продукты на зиму", "Болею". Каждое письмо заканчивалось фразой: "Молюсь за вас".

К концу 1990-х годов сложился парадокс: агафья формально оставалась отшельницей, но фактически зависела от государства больше, чем многие горожане. Бензопила заменила ручной труд, привозные крупы - самодельный хлеб, тёплая одежда - оленьи шкуры. Она научилась использовать свою уникальность: журналисты, путешественники, паломники приезжали к ней, принося не только внимание, но и помощь.

Медийная известность стала её ресурсом. Агафья умела рассказывать свою историю так, чтобы вызывать сочувствие. "Достижения цивилизации меркнут перед радостью молитвы", - говорила она, хотя сама уже давно пользовалась этими "достижениями".

Агафья Лыкова вернулась в тайгу не только из убеждённости в правоте отца. Она вернулась, потому что не смогла стать полноценной частью мира людей. Но и настоящей отшельницей, подобно своим родителям, она уже не была. Её жизнь - это компромисс: тайга как символ, цивилизация как поддержка.

Она написала письмо Владимиру Путину с просьбой навестить её, молится за президента, как молилась за Тулеева. Это не лесть, а искреннее убеждение, что власть может быть милосердной.

К 2000 году Агафья завершила свой внутренний поиск. Она не отвергла мир полностью, но и не приняла его. Она создала свой собственный мир, где вера соседствует с рацией, молитва - с бензопилой, а одиночество - с вертолётами, прилетающими с продуктами. Это уже не та отшельница, что пряталась от НКВД. Это - живой символ ушедшей России, научившийся выживать в новом времени, не теряя себя.

Также ранее сообщалось, что Агафья Лыкова - последняя из семьи староверов, ушедших в тайгу в 1930-е годы. В 1937 году Карп и Акулина Лыковы с детьми Саввиным и Натальей скрылись в Западном Саяне от преследований, а позднее там родились Димитрий и Агафья. Их заимку случайно обнаружили геологи в 1978 году, а журналист Василий Песков сделал их историю известной всей стране. Сегодня 80-летняя Агафья продолжает жить на заимке, сохраняя традиции предков.

Что еще стоит узнать:

...

  • 0

Популярное

Последние новости