Иваново отказалось от новых автобусов ради регулируемых тарифов
- 18:24 11 декабря
- Алексей Смирнов

В Ивановской области обсуждают возможность установления фиксированных тарифов на проезд в общественном транспорте. Работу по этому вопросу ведет соответствующее ведомство. 11 декабря заместитель руководителя регионального департамента транспорта и дорожного хозяйства Елена Волошина заявила на внеочередном заседании Ивановской областной думы по бюджету, что регион не планирует закупать новые автобусы в 2026 году, как пишет "Известно.ру".
Елена Волошина пояснила, что Министерство транспорта разрабатывает новую программу. Она позволит субъектам федерации получать государственные субсидии на модернизацию общественного транспорта, начиная с автомобильного и далее электрического.
"Ивановской области на 2026 год действительно предусмотрены федеральные средства в размере 138 млн рублей, - пояснила депутатам чиновник. - Доля софинансирования субъекта или внебюджетных источников по данной программе составляет 60%. На сегодняшний день Минтранс разрабатывает правила предоставления данной субсидии. Мы понимаем, что в 2026 году мы использовать данные средства не сможем", - заявила Елена Волошина.
Федеральные субсидии, в частности, могут быть направлены на приобретение новых автобусов для городов, чье население превышает 50 тысяч человек. В Ивановской области под эту категорию подходят три города. Второе условие для участия в этой программе - наличие регулируемых тарифов на транспортное обслуживание в данных населенных пунктах. Сейчас в регионе все транспортные компании работают по нерегулируемым тарифам.
Департамент занимается созданием нормативной базы для реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания, и эту работу планируется завершить к сентябрю 2025 года. Ведомство подтверждает, что Ивановская область сможет присоединиться к программе обновления автомобильного парка не раньше 2027 года.
На 2026 год в бюджете региона зарезервировано более 500 миллионов рублей на компенсации пассажирским перевозкам. Однако эти средства предназначены исключительно для железнодорожного и воздушного транспорта. Финансирование компенсаций для автобусных перевозчиков, включая междугородние маршруты, пока не предусмотрено.
"Со следующего года мы будем переходить на регулируемые маршруты, - пояснила Елена Волошина. - Это даст нам возможность понимать, какие доходы и расходы имеются от перевозок на территории Ивановской области, какие маршруты убыточны, и иметь возможность компенсировать перевозчикам данные денежные средства. На сегодняшний момент у нас действует нерегулируемый тариф, и перевозчик сам регулирует свою деятельность", - сообщила Елена Волошина.
Депутаты обратились к департаменту с просьбой ускорить переход, поскольку введение регулируемых тарифов потребует значительных бюджетных расходов, которые пока не заложены в планы.
По неофициальным данным, ивановские перевозчики намерены с нового года поднять стоимость проезда до 44 рублей. Что касается троллейбусов, энергетический департамент установил максимальный тариф на 2026 год в размере 44,39 рубля за одну поездку. Однако это не значит, что цена обязательно достигнет этого значения с 1 января. Например, в начале 2025 года проезд в ивановских троллейбусах подорожал до 30 рублей, хотя максимально разрешенный тариф составлял 40,46 рубля.
После того как почти десять лет назад в Иванове отменили регулируемые тарифы на автобусы, льготникам стало выгоднее пользоваться автобусами, чем троллейбусами. Стоимость льготной поездки (67%) рассчитывалась от последнего установленного тарифа в 19 рублей. Только в 2024 году максимальный тариф для льготников увеличился с 19 до 24 рублей. Несмотря на это, для льготников по-прежнему выгоднее выбирать автобус (16,08 рубля, что составляет 67% от 24 рублей) вместо троллейбуса (20,1 рубля), независимо от фактической полной стоимости проезда.
Напомним, 27 октября 2025 года одно из ивановских транспортных предприятий, ООО Автотрест, приобрело новые автобусы марки ПАЗ. Восемь таких транспортных средств были получены в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) со скидкой в 40%, чтобы заменить устаревшие машины на городских маршрутах.