Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Ростропович гостил у скрипача Балдина, который с 14 лет работал на фабрике

Ростропович гостил у скрипача Балдина, который с 14 лет работал на фабрикеПавел Балдин переживал за музыкальное образование ивановцев. Фото: Облархив с сайта ivgazeta.ru

История выдающегося виолончелиста XX столетия Мстислава Ростроповича часто пересекается с именем местного скрипача Павла Балдина, оказавшего значительное влияние на развитие музыкальной культуры в городе Иваново. Об этом сообщает "Ивановская газета (г. Иваново)".

Согласно записям метрических книг Крестовоздвиженской церкви, хранящимся в областном архиве, Павел Балдин появился на свет 26 декабря (по старому стилю 13 декабря) 1900 года. Его родители, Иван и Ольга Балдины, были иваново-вознесенскими мещанами. В своей автобиографии музыкант так описывал свой жизненный путь:

Родился я в семье рабочего. Отец трудился гравером, умер в 1905 году. Мать - белошвейка, умерла в 1932-м. Работать начал с 14 лет на фабрике бывшей Фокина в ситцевой палатке мальчиком-малолетком. В этом же году стал брать уроки на скрипке у своего старшего брата Михаила. По окончании городского 4-классного училища перешел на фабрику бывшую Витова, где работал конторщиком, продолжая одновременно обучаться игре на скрипке. В начале февраля 1918 года поступил в местную музыкальную школу, класс скрипки преподавателя Шухт-Цабель. Был призван в Красную Армию. Служил красноармейцем в караульном батальоне города Иваново, но спустя месяц был освобожден от воинской службы по болезни (ревматизм, простудился на красноармейском посту во время дежурства)...

- из автобиографии Павла Балдина.

В последующие годы Павел Балдин преподавал пение и музыку в различных учебных заведениях, включая школы, детские сады и музыкальную студию при рабочем клубе "Заря". Одновременно он играл на скрипке в оркестре Советской оперы, действовавшей под эгидой отдела народного образования. В 1922 году он по собственному желанию вернулся в армию для создания духового оркестра:

В 1922 году добровольно поступил в Красную Армию для организации духового оркестра при 155-м Северном стрелковом полку,

- вспоминает в автобиографии Павел Балдин.

Он поступил в Московскую консерваторию, однако вынужден был прервать обучение и вернуться в Иваново из-за отсутствия жилья.

Значимым этапом в профессиональной деятельности Павла Ивановича стала его работа в кинотеатре "Великан", где он отвечал за музыкальное сопровождение и руководил оркестром во время театральных постановок Пролеткульта. По словам Балдина, именно тогда он:

впервые в городе начал заниматься музыкальной иллюстрацией кинокартин оркестром,

- отмечает Балдин.

Первым фильмом, для которого было создано музыкальное сопровождение, стала картина "Пять лет Октября". Позднее Павел Балдин работал скрипачом в кинотеатре "Арс", а через два года перешел в кинотеатр "Центральный". Там, как вспоминает сам музыкант, он:

заведовал музыкальной частью и дирижировал симфоническим ансамблем из 26 человек. За пять лет было исполнено около 800 произведений.

- вспоминает Павел Иванович.

В 1938 году в городском парке культуры и отдыха им был создан джазовый оркестр. Начало Великой Отечественной войны застало музыканта в Орле, куда он приехал на гастроли. В годы войны он организовывал концерты для раненых в госпиталях. В послевоенное время Павел Балдин стал преподавателем по классу скрипки в Ивановском педагогическом училище, обучив несколько поколений музыкантов.

Ивановский журналист и краевед Виктор Бяковский в одной из своих публикаций упоминал ценный автограф выдающегося современного музыканта Мстислава Ростроповича, который бережно хранился у супругов Балдиных. Татьяна Николаевна, известная в прошлом как хирург, и Павел Иванович, прославленный скрипач и дирижер, получили эту подпись от маэстро в 1970-х годах, за несколько лет до того, как Ростропович и Галина Вишневская были лишены советского гражданства и высланы из страны. Приезжая в Иваново на гастроли, знаменитый виолончелист всегда посещал гостеприимный дом Балдиных. Знакомство с великим виолончелистом стало возможным благодаря Николаю Балдину, брату ивановского скрипача, который выступал в Большом театре под псевдонимом Грановский. Причину того, что её муж задерживался в Иваново, Галина Вишневская описала в своей книге следующим образом:

На собрании деятелей культуры Москвы в Центральном доме работников искусств, где должны были поносить Пастернака, намечалось выступление Славы, о чем его поставил в известность секретарь парторганизации Московской консерватории. Слава возмутился: "Но я не читал книги. Как я могу ее критиковать". К счастью, у Славы был объявлен концерт в Иванове, и он уехал из Москвы. На следующий день он объявил директору Ивановской филармонии, что давно мечтал осмотреть их город и потому остается и на воскресенье. В понедельник же изумленный директор филармонии узнал, что Ростропович был так потрясен увиденным, что решил остаться и еще на один день. А в это время в Московском ЦДРИ шло позорище, и многие видные деятели культуры выступали на нем.

- Галина Вишневская в своей книге.

Павел Балдин часто публиковался в местных газетах. В его личном архиве сохранились письма, адресованные редактору "Рабочего края" Маргарите Разиной. В одном из своих откликов на статью "В ногу со временем" он уточнил, что Малый симфонический оркестр кинотеатра "Центральный" был создан 7 ноября 1932 года, в день открытия кинотеатра, а не в 1958 году. Оркестр выступал на эстраде в фойе. Первым дирижером и музыкальным руководителем был Андрей Дышман, которого затем сменил сам Балдин. Далее Павел Иванович подчеркивает важный аспект работы оркестра:

В кинотеатре "Центральный" стоимость билета была на 5 копеек дороже, чем в других кинотеатрах. Этот пятачок и финансировал симфонический оркестр, который знакомил ивановцев с различными музыкальными произведениями. На стульях перед эстрадой были разложены анкеты, где зрителя спрашивали, какую музыку он хочет прослушать в следующем посещении кино. Чтобы удовлетворить эти вкусы, мне часто приходилось ездить в Москву, где я брал ноты в прокат у известного чешского музыканта Плескот.

- Павел Иванович.

Обращаясь к руководителю областной газеты, Балдин выразил свою обеспокоенность будущим музыкального искусства:

Я теперь даже не представляю, как это во вновь отремонтированном кинотеатре "Центральный" не будет оркестра и эстрады, а будет "видео"... Чтобы возродить хорошую музыку, как было раньше, нужно опять накинуть к стоимости билета этот дорогой нам пятачок, который возродит всё упущенное музыкальное воспитание нашей молодежи и детворы.

- сказал Балдин, обращаясь к руководителю областной газеты.

Павел Балдин скончался в 1995 году. До последних дней своей жизни он сохранял глубокий интерес к музыке и переживал за новые поколения деятелей культуры. Его документы, фотографии, а также автограф знаменитого виолончелиста хранятся в областном архиве.

...

  • 0

Популярное

Последние новости