Пассажиры в ужасе: что скрывают двухэтажные вагоны РЖД — «полки-гробики» и страшная правда о 10 годах мучений
Двухэтажные вагоны РЖД, плюсы и минусы современного железнодорожного транспорта
Ровно десять лет назад, в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи, Российские железные дороги (РЖД) запустили свою новую инициативу - двухэтажные пассажирские вагоны. Они позиционировались как современное решение, обещающее пассажирам уровень комфорта купе при заметном увеличении вместимости: каждый вагон вмещал на десять человек больше, чем стандартный. С тех пор парк таких составов значительно вырос, превысив тысячу единиц, и сегодня они курсируют по многим маршрутам, соединяя крупные города, включая Москву, Челябинск и Вологду.
Однако увеличенная вместимость каждого вагона столкнулась с рядом неожиданных эксплуатационных трудностей. Ключевая проблема заключается в отсутствии у двухэтажных вагонов собственных электрогенераторов, что делает их полностью зависимыми от источника питания локомотива. Это ограничение исключает использование многих распространённых моделей электровозов и тепловозов. Для буксировки двухэтажных составов необходимы мощные локомотивы серии ЭП20, чьё производство, к сожалению, было прекращено после ухода французской компании Alstom из совместных проектов.
Из-за этих технических особенностей стандартный двухэтажный поезд обычно формируется из 10-13 вагонов. Для сравнения, одноэтажные составы могут включать до 15-18 вагонов. В итоге, несмотря на большую вместимость отдельных вагонов, общая пассажировместимость всего поезда фактически снижается. Это нивелирует одно из главных заявленных преимуществ нового формата.
Что касается пассажиров, экономическая выгода от использования двухэтажных вагонов оказалась неоднозначной. Билет в купе такого вагона редко бывает дешевле плацкарта. Чаще всего цена совпадает со стоимостью места в обычном одноэтажном купе, а на популярных фирменных маршрутах может даже превышать её, что ставит под сомнение изначальные обещания о доступности.
Пассажиры регулярно отмечают тесноту, особенно на верхних полках второго этажа. Острой проблемой становится и нехватка места для багажа. РЖД пришлось даже ввести дополнительные ограничения на габариты ручной клади - не более 72×60×30 см, что иногда расходится с общими правилами перевозки багажа на железной дороге.
Изначально двухэтажные вагоны обещали высокий уровень комфорта: розетки, USB-разъемы, кулеры с водой, три туалета и кондиционеры. Однако их эксплуатация выявила ряд существенных недостатков:
Быстрый износ оборудования. Недостаточная вентиляция, особенно на втором этаже. Частые сбои в работе кондиционеров. Высокочастотный шум от электрооборудования. Неудобство перемещения между этажами с багажом.Архитектурные особенности вагонов также вызывают нарекания. Пассажирам приходится преодолевать ступени не только для подъема на второй этаж, но и при посадке в вагон, а также при перемещении по составу. Отсутствие откидных сидений в коридорах лишает возможности присесть вне своего купе.
Удивительно, но РЖД продолжает закупать устаревшую модель вагонов. Хотя производитель представил улучшенные решения ещё в 2020 году - с бесшумными тележками, увеличенными габаритами верхних полок и даже душем - таких модернизированных вагонов было приобретено всего около ста.
Несмотря на все перечисленные недостатки, популярность двухэтажных вагонов стабильно растет. За десять лет их услугами воспользовались более 54 миллионов человек. В период с января по октябрь текущего года объем перевозок в этих вагонах увеличился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что говорит о высоком спросе.
Двухэтажные вагоны РЖД представляют собой сложное явление. С одной стороны, они успешно способствуют росту пассажиропотока на самых загруженных направлениях, что является несомненным достижением. С другой стороны, по оценкам аналитиков портала "1520. Все о путешествиях", они сталкиваются со значительными вызовами в части комфорта, технического обеспечения и экономической эффективности. Потенциал для улучшений очевиден, но его реализация требует комплексной модернизации как самих вагонов, так и инфраструктуры их обслуживания.
Как сообщалось ранее, комфорт пассажиров в поездах РЖД регулярно вызывает нарекания. Путешественники жаловались на места над туалетом с постоянной вибрацией и жарой, а беременные женщины вынуждены были ехать без постельного белья на третьей полке. В купе встречались нетрезвые попутчики, а проводники часто демонстрировали равнодушие. Состояние туалетов в плацкартных вагонах также нередко оставляет желать лучшего. Поскольку АО РЖД является монополистом, у компании отсутствует стимул оперативно улучшать условия, несмотря на жалобы. В попытке обеспечить себе лучший сервис, пассажиры могут купить дополнительные места в вагоне, хотя такая опция известна не всем. Эти давние проблемы с качеством услуг на железной дороге служат контекстом для любых нововведений в сфере перевозок.
Что еще стоит узнать: Генерала Малого уволили из МЧС после 16 лет руководства ивановской академией Лицей №33 возглавил ТОП-10 школ Ивановской области по поступлению в лучшие вузы России Потепление до 25°С и дожди: какая погода ждет жителей Ивановской области в субботу Иваново: отключение воды на 18 улицах и компенсация 2,6 млн за врачебную ошибку - главные новости за 28 августа В Ивановской области почти 6 часов действовал режим опасности БПЛА без сбитых дронов