Автомобильный рынок в неопределенности: эксперты прогнозируют динамику стоимости новых машин к концу 2025 года
Сложные перспективы российского авторынка и возможные пути его восстановления
Российский авторынок переживает стагнацию, и его восстановление зависит либо от стимулирования спроса, либо от появления новых экономических факторов. Снижение ключевой процентной ставки, призванное оживить экономику, пока не увеличило интерес к покупке автомобилей. Тем не менее, глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков осторожно оптимистичен.
По мнению эксперта, снижение кредитных ставок и существенные дилерские скидки могут запустить восстановление рынка. Целиков прогнозирует улучшение динамики продаж во второй половине года, хотя и признает, что рынок не достигнет показателей прошлого года.
Российский авторынок сильно зависит от государственной поддержки и экономической стабильности. В 2023 году продажи новых легковых машин выросли на 62% по сравнению с 2022 годом, достигнув 1,061 миллиона единиц. Этот рост обусловлен низкой базой предыдущего года и активным импортом автомобилей из Китая.
Аналитик автомобильного рынка Олег Шишков считает, что снижение процентных ставок - это позитивный сигнал для покупателей, но его эффект может быть нивелирован другими факторами, такими как снижение реальных доходов населения и экономическая неопределенность. Программы льготного автокредитования и утилизации могли бы дать более ощутимый толчок, но их реализация требует значительных бюджетных вливаний.
Шишков также отмечает, что нестабильность поставок, вызванная проблемами с логистикой и уходом некоторых иностранных брендов, также негативно влияет на рынок. Настроение других участников автомобильного рынка остается сдержанным, порой даже скептическим, относительно ближайших перспектив роста.
В 2015 году Ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД) предлагала ужесточить налоговую нагрузку на автомобили старше 15 лет и ввести на них обязательный полугодовой техосмотр. Эта инициатива, направленная на стимулирование спроса на новые автомобили, вызвала широкие дискуссии. Средний возраст автопарка в России на тот момент превышал 10 лет, а значительная часть автомобилей старше 15 лет эксплуатировалась в регионах с низким уровнем доходов. Это показывает попытки стимулировать рынок даже в условиях отсутствия прямой государственной поддержки.
"Сейчас российский автомобильный рынок находится в переходной фазе. С одной стороны, мы наблюдаем адаптацию к новым реалиям, связанным с уходом ряда западных производителей и увеличением доли китайских брендов. С другой - покупательская способность населения остается под давлением, что напрямую влияет на объемы продаж. Любые меры поддержки рынка, будь то снижение ставок или субсидирование, должны быть продуманными и учитывать долгосрочную перспективу, а не только краткосрочное стимулирование", - отмечает Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства "Автостат", обладающий большим опытом в изучении автомобильной отрасли России.
Ключевая ставка - основной инструмент денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. Ее изменение влияет на стоимость кредитов для банков, а значит, и для граждан и предприятий. Снижение ключевой ставки обычно призвано удешевить кредиты и стимулировать экономическую активность.
undefinedЧто еще стоит узнать: 4 оттенка, которые предпочитают психопаты: проверим себя и подруг? Избавляюсь от фитофторы на помидорах одной обработкой в конце июля. Через неделю растения как новенькие Восемь студенток ИвГУ отправились изучать турецкий язык в Стамбуле на две недели Водитель УАЗа выехал с второстепенной дороги и насмерть сбил велосипедиста в Иванове Этим составом поливаю огурцы каждые 10 дней - столько завязей не было даже в теплице. Секрет в аптечном препарате, который есть у всех