Мать пятерых декабристов: как вдова воспитала революционеров
В Ивановской области покоится Прасковья Бестужева, мать нескольких известных декабристов. После преждевременной кончины мужа она самостоятельно воспитала восьмерых детей. Об этом сообщает "Ивановская газета (г. Иваново)".
Её старший сын, Николай, обладал множеством талантов: он проявил себя в педагогике, живописи, истории, литературе, изобретательстве, механике, этнографии и экономике. Он был одним из инициаторов восстания декабристов, за что был приговорён к пожизненной каторге, которую позднее сократили до двадцати лет.
Другой её сын, Александр, известный литературным псевдонимом Марлинский, был писателем и соиздателем альманаха "Полярная звезда". За участие в государственном перевороте его изначально приговорили к смертной казни, но приговор в последний момент заменили каторжными работами.
Михаил Бестужев, занимавший должность штабс-капитана Московского полка, обучал солдат истории России. Совместно с Александром он вывел свой полк на Сенатскую площадь и отдал распоряжение открыть огонь по правительственным войскам. После смягчения наказания он был отправлен на бессрочную каторгу.
Пётр, адъютант коменданта Кронштадта, был знатоком отечественной и зарубежной живописи, архитектуры, а также писал прозу. За участие в восстании его осудили и лишили офицерского звания, разжаловав в рядовые.
На момент декабрьских событий пятому сыну, Павлу, ещё не исполнилось семнадцати лет. Он был юнкером кадетского корпуса и готовился стать офицером конной артиллерии. Павел не принимал прямого участия в выступлении. Однако император лично определил его дальнейшую судьбу, написав резолюцию: "Бестужева перевести юнкером в пехотный полк". Таким образом, после года, проведённого в заключении, Павел оказался на Кавказе, в крепости Сухум-Кале, в местности с крайне неблагоприятным, малярийным климатом. Он участвовал в русско-персидской и русско-турецкой войнах, где проявил храбрость и изобретательность, за что был награждён орденом. Артиллерийский прицел, разработанный им в тот период, получил название "бестужевского" и долгое время использовался в русской армии. Став "почётным ветераном" 16-й артиллерийской бригады, расположенной в Гавриловом Посаде, Павел Бестужев жил неподалёку, в селе Гончарово, в имении своей супруги.
Один из его товарищей, В. Шумилов, опубликовал воспоминания о нём в журнале "Русская старина" в 1886 году:
"Хозяин, бывший артиллерийский офицер, был человек любезный, весьма умный и отличный рассказчик; у него была прекрасная библиотека русская и французская, множество книг исторических. От него мы пользовались всеми тогдашними русскими журналами и вновь выходившими книгами, по всем отраслям знаний. Павел Александрович Бестужев в то время был человек больной, очень редко выезжал из дома и то только почти исключительно в Гаврилов Посад, к кому-либо из нас, офицеров. Мы его очень любили и уважали, и он нам платил тем же…", - вспоминал В. Шумилов.Сведения о жизни самой Прасковьи Бестужевой дошли до нас в ограниченном объёме. Она родилась в Ревеле, ныне известном как Таллин, принадлежала к мещанскому сословию и получила скромное образование. Когда во время русско-шведской войны потребовались сёстры милосердия для ухода за ранеными, она без колебаний взялась за это дело. Именно в госпитале Прасковья встретила тяжело раненого капитана Александра Бестужева, который до войны преподавал в артиллерийско-инженерном корпусе. С того момента Прасковья постоянно заботилась о больном. Александр Федосеевич влюбился в свою спасительницу. Благодаря ей был спасён не только офицер, но и учёный, искусствовед, издатель, а также организатор литейного производства и сабельных фабрик. Во всех начинаниях мужа Прасковья Михайловна была его главной опорой.
В своей книге "Декабрист Николай Бестужев" Мария Барановская описывала, что в 1844 году мать Бестужевых и её дочери прибыли в Гончарово, расположенное в семи верстах от Гаврилова Посада. Когда старшие сыновья, отбыв каторгу, были отправлены на поселение, семья решила присоединиться к ним. Прасковья продала своё имение в Новгородской губернии, собрала вещи и вместе с дочерями направилась в Москву, рассчитывая получить там необходимые документы для переезда в Сибирь. Однако им было отказано. Семья Бестужевых была вынуждена переехать к младшему сыну, в имение его жены в Гончарово. Прасковья Михайловна не смогла перенести это испытание и заболела. На третий год проживания в Гончарове, 8 ноября 1846 года, она скончалась. Вскоре после этого ушёл из жизни и Павел. Их похоронили на погосте, рядом с каменной церковью, а могилы были отмечены чёрными мраморными плитами. В настоящее время на месте Гончарова находится лишь поле с небольшим прудом и зарослями крапивы.