За два месяца в Кинешме сгорели 3 автобуса: износ техники или системный отказ?
С начала 2025 года в Кинешме произошло пять случаев с участием автобусов, связанных с огнем: три транспортных средства были полностью уничтожены, а два получили серьезные повреждения. Помимо этого, регулярно выявляются многочисленные технические неисправности, из-за которых автобусы вынуждены прекращать работу на маршрутах. Эти происшествия ставят вопрос о причинах возгораний: вызваны ли они износом автопарка, случайными обстоятельствами или же указывают на системные проблемы в двигательных отсеках и электрической системе, как пишет "168 часов".
За последние два месяца на территории Кинешмы и прилегающего района огнем были полностью уничтожены два автобуса. Первый инцидент произошел 21 октября на улице 2-я Шуйская. Менее чем через месяц, 16 ноября, второе возгорание было зафиксировано на трассе Кинешма-Наволоки, недалеко от поселка Октябрьский. В обоих случаях пострадавших не было, а пожарные бригады оперативно ликвидировали пламя, однако спасти транспортные средства не удалось.
Для выяснения причин инцидентов журналисты обратились к заместителю начальника местного МЧС Андрею Александровичу Маркову. Он предоставил следующую информацию:
Тем не менее, Андрей Александрович не предоставил дополнительных подробностей об этих происшествиях.
Для получения сведений о происшествии, случившемся 21 октября на улице 2-я Шуйская, был найден Дмитрий Чистов - водитель, который управлял автобусом в момент возгорания.
"Этот автобус уже горел два или три месяца назад в гараже. Тогда огонь совместными усилиями водителей быстро потушили - ушло четырнадцать маленьких огнетушителей, после чего машину отремонтировали. У меня же в тот злополучный день октября было всего два. Мы с кондуктором собирались в последний рейс, а после - в гараж. Только поехали с конечной, видим: дым из моторного отсека. Не понимаем, что произошло, никаких предпосылок не было. Я сказал кондуктору забрать свои вещи и покинуть автобус, а сам пошёл тушить. Очаг возник в двигателе, но что конкретно загорелось - не знаю. Если бы открыл отсек, сделал бы хуже - огонь по системе вентиляции быстро пошёл бы наверх. Поэтому просто открыл "морду" автобуса и тушил поверхностно. Первый огнетушитель почти устранил пламя, второй, как я думал, добил. Уже расслабился, но стоило отойти в сторону - автобус загорелся с новой силой. Больше спасать было нечем. И тут я вспоминаю, что не забрал свои вещи из салона. Забегаю внутрь, а вся передняя часть, где кабина водителя, в огне. Вещи, естественно, тоже. Я сделал всё, что мог. Пора было передавать это дело пожарным", - рассказал Дмитрий Чистов.Вспоминая тот случай, Дмитрий с улыбкой дополнил:
"Отхожу в сторону, набираю номер. И тут начинается самое интересное. Отвечает автоответчик: "Здравствуйте. Нажмите 1 для вызова пожарных, 2 для вызова полиции, 3 для вызова скорой". Ладно, нажимаю на 1. Следующий вопрос: "Вы горите? У Вас горит дом, баня, гараж?". Лишь через 10 минут разговора с интеллектом меня всё-таки переключили на оператора. Я ему говорю: "Приезжайте, автобус уже сгорел". Экспертиза до сих пор идёт, сам жду её результатов. Сумму за сгоревшие вещи мне не возместили - вдруг это я поджог. Когда установят, что это был несчастный случай, тогда и выплатят. А 16 ноября сгорел ещё один автобус на трассе Кинешма-Наволоки. Но то был заказной, как мне другие водители рассказали", - поделился Дмитрий Чистов.Дмитрий Чистов изложил свою версию причин возгораний, подчеркнув, что винить кого-либо конкретно - перевозчика или водителей - некорректно, поскольку обстоятельства бывают разными. Он выделил несколько основных факторов. Прежде всего, присутствует человеческий фактор: иногда водители, стремясь улучшить работу механизма, непреднамеренно способствуют возникновению пожара. Тем не менее, за пятнадцать лет работы Дмитрия такие случаи происходили всего дважды и давно.
Второй аспект, на который он указал, - это нехватка водительского персонала. По его мнению, для одного автобуса требуются четыре сотрудника: водитель, кондуктор и их сменщики. Эти специалисты досконально знают свои машины, особенности их запуска, характерные звуки и требуемый уход. Однако те, кто выходит на временную работу, не обладают глубоким пониманием автобуса и могут не заметить начинающуюся неисправность. Зачастую на подработку приходят люди, ранее управлявшие, например, автомобилями скорой помощи или мусоровозами, и им незнакома специфика автобусного движения. К примеру, если вечером из-за утечки газа автобус начинает издавать шипящие звуки, такие водители могут не придать этому значения, поставить машину в гараж и уйти. Неполадка будет обнаружена лишь на следующий день, что приведет к снятию автобуса с маршрута. Сам Дмитрий 21 октября работал на подмене и, несмотря на свой опыт, предполагает, что мог пропустить какие-то тревожные сигналы, поскольку автобус был ему незнаком.
Третьим ключевым моментом Дмитрий Чистов назвал качество комплектующих. Он отметил, что многие часто опасаются взрывов газовых баллонов, но за весь период его профессиональной деятельности подобных случаев не было. Когда его автобус загорелся, газовые баллоны, которые недавно заправляли, остались неповрежденными, в то время как остальные части машины сгорели. Следовательно, проблема не в баллонах и не в газе. Утечки бензина также фиксировались, хотя и реже. По его убеждению, основная причина возгораний в автомобилях и автобусах заключается в низком качестве современных запасных частей, которые, даже если они оригинальные, не обладают долгим сроком службы.
По словам Дмитрия, зимой ситуация с возгораниями автобусов становится более серьезной. Он объяснил это тем, что детали, такие как прокладки газовых баллонов, деформируются из-за низких температур. Если автобус не будет достаточно прогрет, прокладка может не обеспечить герметичность, что способно привести к утечке. Зимой ремонтникам иногда приходится применять кипяток для прогрева узлов, чтобы приступить к ремонтным работам.
Как сообщалось, вечером 21 октября в городе Кинешма на 2-й Шуйской улице загорелся пассажирский автобус. Сообщение о происшествии поступило в экстренные службы в 17:41, и к моменту прибытия пожарных расчетов транспортное средство уже было полностью охвачено огнем. Огонь удалось ликвидировать к 17:53, при этом площадь возгорания составила 14 квадратных метров, пострадавших в результате инцидента не было.