Студент-медик прошел 5-й курс за полгода и попал на фронт в летней форме в феврале
В июне 1941 года Абрам Вилькин, который был студентом четвертого курса Ивановского медицинского института, проходил практику в центральной больнице Кольчугино, расположенной сейчас во Владимирской области. Он впервые дежурил в отделении внутренних болезней в ночь с 21 на 22 июня. Его дальнейшая жизнь оказалась связана с войной: он раньше срока завершил обучение, освоив программу пятого курса за шесть месяцев, и сразу после этого его призвали в армию. Об этом сообщает Ивановская газета (г. Иваново).
Полк наш полтора месяца формировался в Иванове, как и вся 117-я дивизия, - вспоминал те напряженные дни Абрам Айзикович. - Новобранцы находились в клубе фабрики Балашова. 15 февраля 1942 года нас погрузили в вагоны и, совсем как в известной песне Окуджавы "До свидания, мальчики.", - прямой дорогой на фронт.Во время поездки к месту службы новобранец-медик столкнулся с войной. Поезд, в котором находился Вилькин, был атакован немецким самолетом, обстреливавшим состав на открытой местности. Преодолев панику, Абрам Вилькин начал оказывать первую помощь раненым товарищам.
Ивановцы прибыли в Калининскую область, которая сейчас называется Тверской.
Абрам Вилькин имел звание подполковника медицинской службы. Он родился в 1919 году в семье служащих и в декабре 1941 года с отличием окончил Ивановский медицинский институт. Он участвовал в боях на Северо-Западном, Прибалтийском, Первом Белорусском фронтах. После войны принимал участие в "атомных учениях" в Оренбургской области, около села Тоцкого. Был награждён двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, а также медалями "За боевые заслуги", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и медалью "30 лет Советской Армии и Флота". После демобилизации он жил в Иваново и умер в 2012 году.
Весна ухудшила ситуацию, так как полуболотистая местность Калининской области затрудняла доставку продовольствия. Были дни, когда рацион состоял из ста граммов хлеба и ковшика воды с мукой.
Солдатики, что говорить, стали пухнуть от голода, - разъяснял сложившуюся ситуацию военврач. - Появились отеки, слабость, недомогание. Ребят надо было бы в медсанбат отправлять, а они шли на передовую. Вот такие могучие советские характеры.Однажды Абрам Вилькин вез тяжелораненого капитана в полковой госпиталь. Они медленно продвигались по размытым дорогам на лошади. Когда они наконец добрались, офицер был при смерти. Потребовалось переливание крови. У ивановца была первая группа крови, и он без колебаний исполнил свой долг, после чего вернулся в окопы к своей медицинской службе.
Скудный рацион солдат, состоящий из жидкой баланды, мог стать смертельным для Вилькина, отдавшего 400 кубиков крови. Он слабел, но отказывался отправляться в медсанбат.
Младший военврач мог погибнуть, но в мае началась сильная жара, и дороги быстро восстановились. Возобновился подвоз провианта, полевая кухня заработала в полную силу, подкармливая ослабевших бойцов тушенкой и яичным порошком.
Абрам Вилькин быстро поправился. После завершения событий в Калининской области он шагал со своим полком на запад, через Белоруссию и Польшу, до Берлина.
Ветеран вспоминал эпизоды форсирования Вислы. Для выполнения приказа командования нужно было обеспечить переправу на занятый фашистами берег. Использовали всё, что могло держаться на воде: доски, бревна. Немцы пресекали попытки построить мосты-понтоны, а их самолеты постоянно кружили над рекой. Операция была сложной.
С противоположной территории нас, не переставая, обстреливали из пулеметов и пушек. Их авиация гвоздила так, что нам мало не казалось, - восстанавливал события, пережитые в боях за освобождение Польши, Абрам Айзикович. - Гитлеровцы, засевшие в прибрежных траншеях, отчаянно отбивались. Но мы врывались в их укрытия и громили наверняка.Сражения на подступах к Познани были непростыми и кровопролитными. Остатки фашистских дивизий, отступивших от Вислы, упорно удерживали, казалось бы, неприступную цитадель.
На прорыв были брошены гвардейцы армии генерала Василия Чуйкова, в составе которой воевал и герой очерка. Несмотря на отсутствие численного превосходства, чуйковцы смогли прорвать мощную оборону. По словам ивановского врача, наши бойцы, помимо винтовок и автоматов, обладали нравственным превосходством над противником, о котором говорил Лев Толстой. Абрам Вилькин развивал свои мысли о том, что победа или поражение зависят прежде всего от высокого духа армии и каждого солдата, словно подтверждая идеи о войне и мире великого писателя.
Ведь мы, идя в бой, осознавали душой и сердцем, что сражаемся за Родину и на совесть выполняли свой гражданский и сыновний долг перед Отечеством, - констатировал ветеран Великой Отечественной.Война мгновенно пропустила через себя тысячи молодых людей, оборвав их надежды и мечты, но в то же время закалила их волю, укрепила выдержку и выносливость.
Человек, постоянно сталкивающийся со страданием и смертью из-за своей профессии, должен обладать особым характером и восприятием жизни.
Обучение в медицинском институте прививало нам чувство гуманности, человечности, - говорил фронтовик. - Когда впервые столкнулся с ранеными и погибшими, очень переживал, и не только из-за вида страдания и боли. А потому, что не всегда получалось спасти раненого, приходилось констатировать смерть. Но врач, особенно во время боевых действий, должен обладать твердостью, умением подавлять растерянность, невзирая ни на что, быть сильным.В чрезвычайных фронтовых условиях, по словам моего собеседника, важны были не только мужество, но и умение принимать решения самостоятельно, находить выход из самых критических ситуаций. Недавнему выпускнику медицинского вуза удалось проявить отличные знания теории и практические навыки, что подтверждается его многочисленными боевыми наградами. Среди них - два ордена Красной Звезды и ордена Отечественной войны I и II степени.
Война для Абрама Вилькина завершилась на Эльбе в Германии.
Когда объявили Победу, он, переживший все ужасы войны, не сразу поверил, что всё позади, что он выжил и скоро вернется на Родину.
Однако и мирный период в его жизни был полон драматичных событий. В 1954 году Абрам Айзикович участвовал в "атомных учениях" в составе своей части в районе села Тоцкого Оренбургской области. Последствия этого эксперимента убедили очевидцев в том, что войн не должно быть никогда.
Это аксиома, от которой ни в коем случае не должно отрекаться человечество, - уверенно заявлял полковник в отставке.